85 лет Ивановскому району - страницы истории
Всего по-немногу!

 «Страницы истории становления образования с. Солнечное Ивановского района»


 Страницы истории заселения Амурского края...
На первых порах заботу о его будущем взяла на себя Иркутская администрация во главе с Н.Н.Муравьевым-Амурским. Он считал, что область «представляющая все удобства к значительному заселению, богатая дарами природы и важная в политическом отношении», должна стать «предметом особого попечения правительства».
Двинулись на Амур забайкальские казаки, основавшие первые станицы и поселки.
Весной 1861 года, после отмены крепостничества, были утверждены новые правила переселения, которые предусматривали значительные поземельные, податные льготы для крестьян и горожан. Быстро разносились слухи о том, что на Амуре наделяют сотней десятин плодородной земли на семью. Губернские канцелярии были завалены прошениями крестьян. Тяга людей на Дальний Восток придала переселению характер подлинно народного движения.
Низко кланялись родной земле и отправлялись в дальний путь...
К началу двадцатого века в Амурской области насчитывалось уже более ста крестьянских поселений.
На Дальний Восток в те годы двигались, в основном, крестьяне черноземных губерний, затронутых кризисом и неурожаями. Голод, произвол полицейских властей, жестокая эксплуатация сибирских кулаков - таков был удел многих тысяч крестьян на длинном и трудном пути в Приамурский край. Неимоверной силой, тягой к свободе обладали люди, решившиеся на дорогу в земли незнакомые, неизведанные. Среди них была и семья Камчедаловых, пришедших пешком из Полтавской губернии. Первоначально они поселились в селе Дмитриевка. Шли годы - и эта земля становилась родиной их детей и внуков.
Переломным временем для амурской деревни стали девяностые годы прошлого столетия. Формировались крупные кулацко-капиталистические хозяйства, основанные на эксплуатации наемного труда батраков. По степени насыщенности сельскохозяйственной техникой Амурская область находилась на одном из первых мест в России. В деревне начинали глубоко внедряться товарно-денежные отношения. Высокий спрос на хлеб и фураж стимулировал расширение и увеличение товарного производства.
Не в равных условиях были старожилы, среди которых было немало кулаков, и те, кто в годы столыпинской аграрной реформы перебрался на Амур.
... Шло время, поднимались, крепли на берегах Амура русские села, трудом сеятеля-хлебороба обретала силу плодородная амурская земля. В 1930 году из бригадного стана Среднебельского совхоза появились первые жилые барачные строения на месте современного села Солнечное. Дома перевозились из села Комиссаровка Белогорского района. Везли их зимой на санях, сани разваливались, поэтому приняли решение заложить новое село именно здесь, хотя место было болотистое, без каких-либо лесонасаждений.
Вот как вспоминает об этом времени представитель семьи первых поселенцев Фалицина-Тиндитная Валентина Сергеевна.
«У человека в памяти есть тот заветный уголок, где запечатлено его детство. И когда мы, возвращаясь мысленно в те далекие годы, выбираем радостные минуты жизни, как бы еще раз их переживая. Вот так и я, вспоминая, как мы дети 7-13 лет ходили в школу на станцию Среднебелая. Нет, не ездили, а ходили пешком в любую погоду ученики 1 класса и старшие. Как мы радовались, когда здесь на Первом отделении (так называлось наше небольшое село) открылась школа.
В 1937 году со второй четверти учительница Мария Ивановна, школа -длинный барак, покрытый соломой, где жило много рабочих семей. Класс у нас был большой без коридора и учительской. Посредине стояла печь, два ряда парт, стол, стул для учителя и большая доска, висевшая на стене. А с новой четверти приехал к нам молодой учитель Василий Трифонович Камчедалов. В 1939 году наш 4 класс был первым выпускным классом школы и учителя В.Т.Камчедалова. Школу перевели в новое помещение, где был небольшой класс, учительская, коридорчик. Появился у нас и глобус, и карты, хорошие книги, плакаты.
Прошли военные годы, много учителей сменилось в нашей школе, среди них Григорий Иванович Тесленко, погибший на фронте, Валентина Митрофановна Забавникова, Вера Ивановна Бритт, Августа Алексеевна Федорова и другие.
В годы войны учились и закончили нашу школу: Диков Иван Ефимович, Щербань Надежда Васильевна, Морозова Валентина Ивановна, Вивдич-Братышева Вера Ивановна и многие другие. Многие из них и сейчас живут в нашем селе.
В 1946 году, окончив Благовещенское педагогическое училище, вернулась я в свою школу учительницей начальных классов. Было у меня 48 учащихся всех 4-х классов. Это были трудные послевоенные годы. Учебников не хватало: 1 книга на 2-3 ученика. Писали и на газетах, шили тетради из листочков, не было хороших настоящих чернил (из сажи сами делали). Были и отстающие, и хорошие ученики. Много помогали взрослым: садили капусту, помидоры, тыкву, табак, помогали в прополке и уборке овощей. Особенно нравилось работать на зерновом дворе.
Весной 1948 года мы решили озеленить школу. Тогда еще не было в селе насаждений. Подготовив ямы, на подводе (лошади) поехали в ближайшую рощу. Каждый из ребят выкопал по 2-3 деревца, которые и высадили вокруг школы.
Были у нас цветники и грядки для каждого класса, где ребята трудились. Каждую весну дети высаживали деревца в школе и у себя дома.
В 1960 году нам выстроили новую школу. По инициативе Д.Г.Тиндитного сами родители строили школу: А.В.Шептала, Л.Шевцов, Монарев, Фитисов И.И., Петренко Ф.Р., Морозова Н. и многие другие. Трудились в пример своим детям так, что к началу занятий преподнесли им хороший подарок.
В сентябре мы вошли в классы и занимались уже в одну смену. Вторым учителем была Лидия Павловна Банина. В школе работали кружки рукоделия, столярный и художественной самодеятельности, руководили ими члены родительского комитета: Камчадалова Анна Федоровна, Ивашина Елизавета Филипповна, Куц Леонид, Мерега Ксения. Большую помощь в воспитании детей оказывал родительский комитет. С их участием проводились еженедельно санитарные дни, готовились концерты, выставки работ учащихся. Они посещали уроки и квартиры детей, беседовали с их родителями.
Ходили мы с ребятами в походы, на экскурсии, после чего писали сочинения, оформляли альбомы для уголка природоведения. Вели ребята работу в школьной библиотеке, в Ленинском уголке».
А вот как вспоминает об этом же времени Камчадалова Анна Федоровна. «В п.Солнечное школа начала работать с 1937 года. Располагалась она в бараке. Учеников было не больше 10 человек. Учителя часто менялись. Положение изменилось лишь с приходом в школу Валентины Сергеевны Тиндитной в 1946 году, где она проработала несколько десятилетий до 1972 года.
Наши дети учились в основном у Валентины Сергеевны. Мы очень благодарны ей за её человечность, доброту, чуткость. Она постоянно интересовалась не только учебой, но и бытом своих учеников. Основой своей работы считала как уроки, так и внешкольные занятия - экскурсии, походы и т.д. Большое значение в своей работе придавала родительскому комитету.
В родительском комитете я работала около двадцати лет с 1946 года, когда пошел в первый класс Слава и еще после того, как перешла в другую (среднюю) школу Оля. Активно со мной работала Ивашина Елизавета Филипповна. Вдвоем мы ходили по домам, обследовали быт и условия занятий учеников, организовывали утренники, елочные и другие школьные праздники, дежурили во время киносеансов. Валентина Сергеевна приглашала нас на учительские совещания, где обсуждались итоги и планы, ставились конкретные задачи.
Сейчас, вспоминая эти годы, нужно сказать о главном. То, что сплачивало родителей вокруг школы, было личное обаяние Валентины Сергеевны, её мудрость и такт, принципиальность и высокий учительский профессионализм. Это был Учитель в самом высоком смысле этого слова.
Это было трудное время. Страна залечивала раны после войны. Все работали. Было голодно. Но всегда находили время для работы со школой, для работы по воспитанию своих детей. Воспитывали в духе трудолюбия и скромности, стремления к знаниям, учебе, уважения к старшим. Нужно отметить, что очень важным моментом является участие родителей в работе школы. Только совместные усилия родителей и учителей, только яркий пример заинтересованного отношения родителей к школьным делам, к успехам (к неудачам) своего ребенка могут быть залогом успешного воспитания детей.
Дети наши стали взрослыми, выучились. Николай стал офицером, Слава, Женя, Петя и Оля окончили сельхозинститут, работают. Слава -директор совхоза, Женя - научный работник, кандидат технических наук. Петя - работник райкома КПСС, Оля - заведующая отделением связи. И сейчас, возвращаясь памятью к прошлому, еще и еще раз убеждаешься в великом значении школы и учителей в становлении человека, выборе дела жизни, его достижениях.
Мы очень благодарны школе, а конкретно школе п. Солнечный, нашему первому учителю Валентине Сергеевне Тиндитной! От нас и наших детей большое Вам спасибо, Валентина Сергеевна!»
А.Ф. Камчедалова - мать-героиня, награждена медалью. Эту медаль Петр Павлович Камчедалов передал на вечное хранение в музей школы.
После ухода на пенсию Валентины Сергеевны Тиндитной, «Отличника народного образования», заведовать школой стала Людмила Николаевна Богуш. Она переехала в Солнечное из с. Троицкое, грамотный, хорошо подготовленный специалист, окончившая с серебряной медалью школу, с «красным» дипломом педагогическое училище, затем заочно педагогический институт.
В 1985 году была сдана в эксплуатацию средняя школа на 392 места.
В школе предусматривались музыкальные классы,
хореографическая студия, просторные кабинеты, оснащённые всем необходимым для успешного обучения детей.
Идея школы-новостройки принадлежала бывшему директору совхоза Камчедалову Петру Павловичу, а воплотил её в жизнь, т.е. возвёл здание по индивидуальному проекту, коллектив ПМК-470, возглавляемый Курмангалиевым Константином Борисовичем. За два года школа была построена.
Первый директор школы Прилипко Алла Антоновна приложила немало сил и труда, чтобы в школе было всё необходимое.
Первоначально педагогический коллектив школы состоял из 11 педагогов. Сегодня в школе работает 19 педагогов.
Каждый год школа провожает выпускников и вновь встречает новичков. Жизнь продолжается... Но в памяти мы храним славные имена людей, оставивших добрую память в истории нашего села!

 

Выполнила: Корженевская Л.А., директор школы
2006 год.

вернуться на главную страницу сайта


 

 

 В минуты вдохновенья...
О, край родной,
Он ни велик, ни мал.
В нем есть леса,
луга, озера, реки.
Как замечательно в
краю родном,
Особенно,
Когда нам солнце
золотое светит.
Вот выйдешь в летний вечерок,
А солнца диск за горизонт заходит.
И ждёшь, как лёгкий ветерок
луну-Подругу погулять выводит


Фотосайт Грабора Александра

 

Hosted by uCoz